Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Вс рф разрешил продлять аренду земли без торгов, даже если арендатор не оформил собственность на недостроенный объект

Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Если срок аренды земельного участка истек, но арендатор не успел достроить объект, то он вправе требовать заключения нового договора аренды без торгов и без оформления права собственности на объект незавершенного строительства (Определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016).

Суть дела

ООО «Многофункциональный комплекс» (далее — арендатор) арендовало муниципальный земельный участок, заключив договор аренды с Комитетом по управлению имуществом города Серпухова Московской области. По его условиям арендатор получил в аренду более 5000 кв. м. земли для строительства делового центра. Стороны заключили договор в марте 2014 г. со сроком аренды на два года — до 29 февраля 2016 г.

Арендатор получил разрешение на строительство в марте 2015 г. За время аренды он возвел объект, но внутренние работы закончить не успел.

Были построены железобетонный каркас, наружные ограждающие конструкции (кирпичная кладка наружных, внутренних стен и перегородок, устройство кровли) объекта делового, финансового назначения: фундамент — 100%, несущий монолитный каркас — 100%, ограждающие конструкции — 90%, наружные сети — 10%, внутренние сети — 0%. Это подтверждал акт проверки Главного управления строительного надзора Московской области.

За два месяца до окончания срока действия договора арендатор обратился в администрацию города Серпухова с заявлением о заключении на новый срок без проведения торгов договора аренды земельного участка для завершения строительства.

За девять дней до окончания аренды администрация подготовила ответ, в котором указала, что без проведения торгов арендатор может получить земельный участок в аренду на новый срок, только если предоставит документы, подтверждающие регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.

Причем доказательств направления этого письма арендатору у администрации не было. Решение об отказе или удовлетворении заявления арендатора в предусмотренный законом 30-дневный срок администрация не приняла.

На этом основании арендатор подал в суд заявление о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка.

Проблема в том, что если компания не успела построить объект на арендованном участке и хочет заключить новый договор аренды без торгов, то по закону для этого нужно оформить право собственности на объект незавершенного строительства. В то же время для регистрации права собственности на такой объект нужен действующий договор аренды земельного участка.

К рассматриваемой ситуации применимы нормы Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), в п. 21 ст.

3 которого сказано, что если объект незавершенного строительства расположен на государственном или муниципальном земельном участке и право собственности на этот объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г.

в аренду, то собственник такого объекта имеет право приобрести земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов (в порядке, установленном ст. 39.14—39.17 ЗК РФ.

Это положение применяется, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований арендатора. Он посчитал, что заявитель пропустил срок на обжалование, поскольку прошло более трех месяцев с последнего дня, когда администрация должна была принять решение по заявлению арендатора (не позднее 23 января 2016 г.).

Кроме того, суд не усмотрел бездействия администрации. Он исходил из отсутствия у арендатора права на аренду земельного участка без проведения торгов, поскольку не были предоставлены доказательства регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (п. 21 ст.

3 Закона № 137-ФЗ).

Арендатор заявлял, что он не мог зарегистрировать объект незавершенного строительства, поскольку для этого требовался договор аренды земельного участка с неистекшим сроком действия.

Первая инстанция с этим доводом не согласилась, указав, что арендатор мог получить право собственности на объекты незавершенного строительства по правилам п. 10 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 21 ст.

3 Закона № 137-ФЗ, а затем повторно обратиться с заявлением о заключении нового договора аренды (Определение ВС РФ от 28.04.2016 № 305-ЭС16-1050 по делу № А40-171581/2014).

Суд апелляционной инстанции решение первой инстанции отменил. Он признал незаконным бездействие администрации и обязал ее принять решение о предоставлении участка в аренду на три года. Во-первых, апелляция не согласилась с истечением срока на обжалование. Администрация бездействовала с 24 января 2016 г.

(со дня, следующего за последним днем, когда администрация должна была принять решение) до 20 февраля 2016 г. (дата подписания письма с требованием предоставить доказательства собственности на объект незавершенного строительства). А значит, обратившись в суд 29 апреля 2016 г.

, арендатор не пропустил трехмесячный срок на обжалование.

Во-вторых, апелляция отметила, что в Законе № 137-ФЗ сформулированы два самостоятельных случая для реализации права на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов:

1) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г.;

2) когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен в аренду до 1 марта 2015 г. (п. 21 ст. 3 Закона № 137-ФЗ).

Из этого апелляционный суд сделал вывод, что данная норма распространяется не только на собственников, но и на владельцев объектов незавершенного строительства, расположенных на арендованных земельных участках, выделенных для строительства по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 г. (то есть до введения в действие изменений в ЗК РФ).

На это указывает и п. 33 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

В нем сказано, что если право на объект незавершенного строительства не зарегистрировано в реестре, то собственник такого объекта для получения в аренду земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, может предоставить иные документы, удостоверяющие права заявителя на объект.

А это значит, что для продления аренды не обязательно быть собственником недостроенного объекта. Достаточно быть его фактическим владельцем.

Необходимость регистрации права собственности объекта незавершенного строительства для заключения договора аренды земельного участка для последующего завершения строительства такого объекта, ввода его в эксплуатацию не имеет никакого смысла и по сути может быть отнесена к излишним административным барьерам.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/357632/

Выкуп земли в собственность под зданием: порядок и подводные камни

Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Управляющий партнёр Станислав Солнцев

Большинство россиян хотят стать собственниками земли под своей недвижимость, а не просто быть её арендатором.

Сегодня мы расскажем о том, как стать собственником муниципального или государственного земельного участка под вашим зданием, строением или сооружением, которые находятся на землях населённых пунктов, а также о том, всегда ли выгодно это делать. Преимущественно речь будет идти о коммерческих объектах.

С одной стороны, всё просто – власти не могут отказать собственнику здания в выкупе в собственность, но есть нюансы, о которых обязательно нужно знать. Мы рекомендуем не экономить на сопровождении процедуры выкупа земли и, дочитав статью до конца, вы точно узнаете почему.

Важно понимать, что приватизации земли в ранее существовавшем смысле уже нет, т.е. участки под вашими коммерческими зданиями могут быть проданы исключительно за плату. Приватизация – это бесплатная передача в собственности граждан или юрлиц.

В связи с этим выкупленный участок будет совместным имуществом супругов, если они не заключили брачный договор несмотря на то, что, к примеру, супруг здание приобрёл до брака и он ИП. При этом само здание так и останется в единоличной собственности того супруга.

ИП выкупить участок «не может», выкупает всегда физическое лицо, а статус ИП – это всего лишь право официально заниматься предпринимательством. Поэтому в выписке ЕГРН вы не увидите слова «ИП».

Ограничения на выкуп

  1. Не поставленный на кадастровый учет участок выкупить нельзя.

  2. Не подлежат выкупу земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, а также которые в данный момент ещё к ним не относятся, но планируются Генпланом отнести к участкам такого назначения.

    К примеру, приватизировать дорогу не получится даже если она идёт только к вашему участку. И тот факт, что сейчас Правила землепользования и застройки разрешают использовать участок под ваше здание, так же не имеет значения, т.к. они должны соответствовать Генплану.

  3. Выкупить землю не смогут иностранные граждане и юридические лица, так как это прямо запрещено ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, но только участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ.

    Единственный район Калининградской области, где иностранцы смогут выкупить землю в собственность – это Гвардейский район. Ни в Калининграде, ни в Светлогорске или курортном Зеленоградске, ни в других районах и городах области сделать это не получится. Такая сделка не будет зарегистрирована Росреестром.

    При этом юридическое лицо будет считаться российским даже если его учредили на 100% иностранные лица, поэтому многие иностранцы создают дочерние компании.

  4. Разные права.

    Если здание, сооружение, расположенные на неделимом земельном участке находятся не только в частной собственности, но и на ином праве у государственных органов, учреждений, а равно на таком участке есть несколько зданий, одни из которых в частной собственности, а другие, к примеру, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, то оформить в собственность также не получится.

  5. Если нет согласия подать совместное заявление у всех сособственников здания, то обязанности продать участок не возникает.
  6. Выкупить под объект незавершенного строительства не получится.
  7. Собственник разрушенного объекта недвижимости вправе требовать предоставления участка, занятого этим объектом, только после восстановления объекта.

Во всех указанных случаях остаётся только оформлять право аренды. Порядок оформления идентичен выкупу земли, но более подробно мы поговорим об этом в следующей статье.

Общий порядок выкупа земельного участка под существующие здание, строение, сооружение:

  1. Подача заявления собственника в уполномоченный орган власти, который ведает вопросами распоряжения имущества.
  2. В течение 10 календарных дней с момента получения уполномоченный орган проверяет соответствует ли заявление всем требованиям и приложены ли все документы.

    При этом орган должен указать конкретные причины возврата заявления. В случае возврат заявления ничего не мешает устранить нарушение и повторно подавать заявление столько раз, сколько будет необходимо.

  3. Проект договора купли-продажи (3 экз.

    ) должен быть направлен уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня получения заявления на выкуп или отказ в его заключении.

  4. Заключение договора купли-продажи и оплата стоимости участка
  5. Регистрация права собственности на земельный участок.

Уполномоченным органом (т.е.

куда следует подавать документы) для муниципальной земли и земли, на которую госсобственность не разграничена, является администрация муниципалитета или его соответствующий комитет, отдел и т.п.

, для участков в собственности субъектов – орган по управлению госимуществом субъекта (в Калининградской области – Агентство по имуществу Калининградской области), для федерального имущества – в Росимущество.

Заявление на выкуп можно подать в МФЦ, напрямую в канцелярию (экспедицию) уполномоченного органа или почтой (рекомендуется отправлять заказным с описью вложения), к которому надо приложить следующие документы:

  1. документ, подтверждающий право собственности, если право не зарегистрировано в ЕГРН (к примеру, регистрационное удостоверение БТИ);
  2. аналогичный документ на выкупаемый земельный участок, если права на него не внесены в ЕГРН
  3. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на выкупаемый земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
  4. доверенность на представителя, если подается не лично.

Существенные моменты:

  • До 1 января 2020 года законом субъекта могут быть предусмотрены иные основания для отказа в продаже участка при условии, что они приняты не позднее 1 января 2016 г.
  • Порядок не зависит от того какой выкупается участок – индивидуальный жилой дом, магазин, гостиницу или колодец, оформленный как недвижимость.
  • Заявление на выкуп должно содержать указание цель «эксплуатацию» здания или помещения в нём.
  • Доля в праве общей долевой собственности на выкупаемый участок соответствует доли каждого сособственника в здании. Если это помещения, то пропорционально доли от общей площади всех помещений в нём. Отступление от этого правила возможно по соглашению всех покупателей.
  • Согласие супруга на выкуп не требуется.
  • Порядок оформления права собственности на землю под многоквартирным домом определяется иначе — в порядке Жилищного кодекса РФ и по общему правилу возникает автоматически для всех домов, построенных до 01 марта 2005 г., при постановке такого участка на кадастровый учёт.

Заявление на выкуп должно обязательно содержать:

  1. ФИО, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина-заявителя, а не его представителя);
  2. наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также ОГРН, ИНН (для российских юрлиц);
  3. кадастровый номер выкупаемого земельного участка;
  4. основание предоставления земельного участка – прямо сослаться на п. 2 ст. 39.3 и ст. 39.20 ЗК РФ и указание на желание приобрести «в собственность»;
  5. цель использования земельного участка;
  6. почтовый адрес и (или) email.

Порядок определения стоимости выкупа определяется:

  • Правительством РФ для федеральной земли;
  • региональным законом для земель субъекта и госсобственность на которые не разграничена;
  • представительным органом местного самоуправления для муниципальных земель

Одним из самых важных моментов является то, что выкупная стоимость определяется на момент получения уполномоченным органом заявления о выкупе, а не на дату «акта определения стоимости» или «дату составления договора купли-продажи». Нередко органы власти в преддверии повышения кадастровой стоимости «задерживают» оформление участка и продают уже по стоимости, которая оказывается выше. Несколько лет назад мы достаточно успешно вернули 1 млн рублей предпринимателю, который оказался в такой ситуации: подписал договор купли-продажи и даже оплатил всю сумму. Кстати, очередная переоценка кадастровой стоимости земель населённых пунктов в Калининградской области ожидается в 2019 г., соответственно стоит быть внимательным в этот период к выкупной стоимости.

Стоимость выкупа земли, принадлежащей Калининградской области

Следующие виды земельных участков могут быть выкуплены за 2,5% от кадастровой стоимости:

  1. участки под зданиями коммерческих организаций и ИП, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
  2. участки коммерческих организаций и ИП, если эти здания и сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
  3. продаваемые гражданам и НКО, если право собственности на расположенные на выкупаемом участке здания, строения, сооружения возникло до 30 октября 2001 г.;
  4. собственники зданий, строений, сооружений, переоформившие земельные участки в период с 30 октября 2001 г. по 1 июля 2012 г. постоянное (бессрочное) пользование на право аренды либо такие земельные участки образованы из этих земельных участков, а также те, кто до настоящего времени ещё не переоформил такое право.

Стоимость выкупа земли для этих же лиц, госсобственность на которые не разграничена, определяется в размере 10-кратной ставки земельного налога. Во всех остальных случаях применяет ставка в размере 100% от кадастровой стоимости, а в случае отсутствия рыночная оценка участка. В связи с этим в случае отсутствия кадастровой имеет смысл просить исправить эту ошибку.

Сколько стоит выкупить землю в Калининграде?

Источник: http://www.ju-ris.ru/blog/2018/03/25/vykup-zemli-v-sobstvennost-poryadok-i-podvodnye-kamni/

Муниципальная собственность на землю: сущность, понятие, особенности | Правоведус

Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ).

На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.).

Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Можно ли купить землю по кадастровой стоимости?

Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Большинство желающих приобрести участок земли под дальнейшее строительство дома, дачи или просто бани не знает, что, помимо покупки земельного участка у частных лиц, есть еще и возможность купить землю у государства, причем по кадастровой стоимости.

Такой участок земли нередко стоит значительно ниже, чем уже готовый участок со всеми документами. Впрочем, при покупке земли по кадастровой стоимости придется столкнуться с немалым количеством бюрократических процедур.

Инструкция: как купить дачу с землей?

Межевание участка и кадастровый паспорт: что и как

Стоит учитывать, что не каждую землю можно выкупить на таких условиях. Земельный участок должен отвечать следующим условиям:

  • быть свободным (то есть не являться предметом договоров аренды и т. п.);
  • быть без обременений;
  • не иметь прилегающих к нему территорий под масштабную застройку;
  • не иметь на нем посторонних построек и недостроенных сооружений;
  • не находиться на территории, принадлежащей заповеднику.

Безусловно, если земля не числится в кадастре, то нужно будет заняться подготовкой схемы ее расположения, утверждением этих данных в администрации для дальнейшей постановки на кадастровый учет, так как земля без кадастрового паспорта недоступна для купли-продажи. Только после этого участок считается сформированным объектом недвижимости со своей собственной стоимостью, которую определила кадастровая служба.

Законодательство РФ предоставляет право и физическому, и юридическому лицу выкупать землю по кадастровой стоимости при условии, если:

  • у этих лиц есть право на бессрочное пользование таким участком;
  • участок земли уже выставлен на торги;
  • на данной земле есть постройки, принадлежащие этим лицам;
  • у данного лица имеется право наследования.

Если у желающего купить участок нет прав на него, то все нужные сведения о нем можно запросить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре).

Бывают случаи, когда на земельном участке не была проведена процедура межевания (определение точных границ), но он учтен на кадастровой карте, тогда выписку из ЕГРН можно не предоставлять.

Следует просто обратиться в местную администрацию за уточнением сведений о владельце данной земли.

В большинстве случаев такие земельные участки принадлежат государству (муниципальным образованиям), поэтому земля приобретается через аукцион.

Впрочем, покупка земли у государства без торгов тоже возможна – необходимо найти свободный участок и подать заявление в местную администрацию.

Если в течение одного месяца никто не принял приглашение и не изъявил желания принять участие в торгах, то участок земли будет продан заявителю по кадастровой стоимости.

Продаем дачу. Нужно ли делать межевание?

Какие документы нужно проверить, покупая дачу?

Однако если на участке имеются постройки, здания, сооружения приобретателя данного участка, то земля будет продана ему без торгов.

В соответствующий орган власти подается заявление, к нему прилагается минимальное количество документов, так как всю основную документацию (кадастровый паспорт, выписка о правах на объекты недвижимости, находящиеся на участке, и другие необходимые сведения), орган власти будет запрашивать самостоятельно.

Именно так можно приобрести земельный участок по кадастровой стоимости: на аукционе и без торгов. Начальная цена такого лота будет определяться согласно кадастровой стоимости, определенной муниципальной комиссией.

Отвечает юрист юридической компании «Юдвин» Рустам Мухометьяров:

Исходя из практики, такую сделку можно совершить, причем с более выгодными условиями. Закон предусматривает выкуп земельного участка у государства, а если точнее, то у муниципального органа.

Муниципальным органом является администрация района или города.

Но для этого требуется определить точное местонахождение участка (заказать кадастровые работы), иметь на участке сооружения, например жилой дом либо хозяйственную постройку (гараж, баню и т. д.).

Если на этой земле у вас есть такие объекты, то необходимо написать заявление в администрацию, подготовить пакет документов. Потом получить согласие на выкуп у администрации и в дальнейшем заключить договор купли-продажи между будущим собственником и администрацией.

Вы также должны заплатить до 15% от кадастровой стоимости участка – данный процент зависит от размера муниципального образования. Чем крупнее муниципальное образование, тем выше процент.

Поле оплаты и подписания договора данные документы отправляются в Росреестр, и при отсутствии оснований для приостановки или отказа вам выдадут выписку из ЕГРН о наличии прав собственности на приобретенный участок.

Такой порядок приобретения по сниженной цене действует сейчас, но вскоре это может прекратиться.

Что касается сделки купли-продажи, где продавцом будет выступать частное лицо или организации, формирование цены зависит от рыночной стоимости земельного участка. Вполне возможно, что рыночная цена будет равна кадастровой стоимости.

Но устанавливать или нет такую цену – зависит от желания продавца. Обязать его поступить таким образом, к сожалению, никто не сможет.

Что выгоднее – снимать, строить или покупать дачу?

Какие риски при покупке дома и земли в ипотеку?

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Необходимо уточнить регион и город, где Вы хотите купить землю. Так как, например, в регионе Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) выкупить землю вообще невозможно.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Участки, которые находятся в открытой продаже в собственности физических или юридических лиц, выставляются по рыночной цене, кадастровая стоимость используется исключительно для определения налогообложения.

По кадастровой стоимости можно приобрести землю, которая находится в собственности муниципальных образований и выставляется на продажу с торгов.

Стоит отметить, что это не всегда выгодно, так как кадастровая стоимость во многих районах очень завышена.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Купила землю, построила дом. За какой год я могу вернуть НДФЛ?

Как узнать кадастровую стоимость земли в Анапе и посчитать налог?

Как узаконить уже построенный дом?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/mozhno_li_kupit_zemlyu_po_kadastrovoy_stoimosti/7241

Дачная амнистия – что это такое, как оформить, документы, для чего нужна | Юридические Советы

Если на муниципальной земле построить дом я могу преобрести ее в собственность

Последнее обновление Февраль 2019

Госдумой продлена «дачная амнистия» до 1 марта 2020 года. Что это такое дачная амнистия и для чего она? Это народный термин, в юридическом смысле он означает облегченный регламент оформления земельных участков и находящихся на них строений в собственность.

Но не всякий земельный участок попадает под дачную амнистию. Есть три условия:

  • земля должна быть получена в законное обладание владельца ранее 30 октября 2001 г.;
  • участок гражданину предоставлен (но не оформлен) на праве:
    • собственности,
    • пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования (эти виды права – переходные понятия и использовались ранее (в 90-х годах земля в большинстве случаев выдавалась именно во владение и пользование), они как бы симбиоз аренды и собственности (полноценное пользование и ограниченность в распоряжении), в настоящее время они практически не применяются и встречаются только в тексте старых документов);
    • не установлен вид права (в документе или не сказано о праве или не ясно содержание и смысл, например, в документах может быть указаны такие формулировки: «предоставлено в частное право» или «выделен в личное обладание» и пр.). Неясный вид права автоматически подразумевается как собственность.
  • Назначение земли может быть:
    • для ведения личного подсобного хозяйства;
    • дачное хозяйство, огородничество, садоводство;
    • индивидуальное гаражное или жилищное строительство.

Условия для строений

Для строений период создания объекта не имеет значения. Упрощенка может касаться следующих построек:

  • гараж;
  • дачная амнистия для жилого дома (или стопроцентно готовый, либо незавершенный), имеющий не более 3 этажей и полагающейся для одной семьи;
  • иные вспомогательные помещения (баня, хозблок, беседка, сторожка, сарай и т.п.).

Такие строения должны быть возведены на участке:

  • под объекты ИЖС;
  • для ведения ЛПХ;
  • выданном, под дачу, огород, сад.

Объекты, построенные на коммерческих землях, не подпадают под дачную амнистию.

Дачная амнистия или приватизация

Часто дачную амнистию подменяют понятием приватизация. Это не совсем правильно. Приватизация – это бесплатная передача недвижимости от государства (муниципалитета) в частные руки.

Как действует дачная амнистия? Она касается только вопросов оформления уже имеющейся собственности, то есть право уже есть, нужно только получить надлежащий документ (современного образца) о праве собственности.

Хотя закон предусматривает оформление объектов, которые ранее не находились у граждан в собственности, а была в ином обладании. Соответственно собственность принадлежит государству (или местным властям), поэтому упрощенка подразумевает переход недвижимости от государства (муниципалитета) к гражданину.

В этом смысле можно сказать, что дач.амнистия отчасти есть приватизация по специальным основаниям, которая не требует отдельного решения о предоставлении надела в собственность и иных процедур общего характера.

Как оформить дачную амнистию

Существует три ситуации, при которых можно воспользоваться амнистией:

  • оформление только земельного участка (обычно, если строения отсутствуют);
  • регистрация права исключительно на сооружения, стоящих на земле (как правило, земля уже оформлена в собственность);
  • одновременное оформление земельного участка и на построек.

Каким путем идти – дело гражданина, но чаще всего это зависит от предмета узаконивания.

Необходимо приготовить документ, на основании которого будет производиться регистрация права. Таким может быть:

  • акт о предоставлении земли (в собственность, иное обладание, но не в аренду), изданный гос. (муниципальным) органом, учреждением или предприятием (кому принадлежал участок до передачи частному лицу);
  • свидетельство о праве собственности, владения или пользования гражданина на участок старого образца (актуальное и соответствующее законодательству на момент его выдачи, но до вступления в силу ФЗ №122 от 21.07.1997 г.),
  • выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок (это касается только земель для ведения личного подсобного хозяйства);
  • протокол общего собрания колхоза, решение администрации совхоза о предоставлении надела;
  • договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве (если первоначальный собственник сменился). Такие документы подаются вместе с теми, которые подтверждают правомочие прежнего правообладателя.

Перечисленные документы могут быть у гражданина на руках, а могут – в муниципальных архивах. Если администрация отказывается выдать документ или представить сведения (выписку), то можно судиться для принудительного истребования.

Государственная регистрация

Для гос. регистрации следует обратиться в территориальный отдел РосРеестра или МФЦ. Регистратору сдают:

  • Заявление о гос. регистрации. Его заполнить очень просто, образцы имеются на стендах, сайте Росреестра. Регистратор по просьбе заявителя может заполнить бланк (заявитель поставит только подпись);
  • Один из документов на землю;
  • Квиток об уплате гос. пошлины. Её размер составляет 350 руб. Реквизиты можно получить в столе справок Росреестра или на сайте.
  • Паспорт заявителя. Он предъявляется для идентификации личности заявителя.

Перечень документов ограничен законом «Об амнистии», требовать дополнительные документы в Росреестре (МФЦ) не имеют права.

О сдаче документов выдается расписка. Регистрация права производится в течение 10 дней.

После неё гражданин становиться полноправным собственником земельного надела без оговорок и ограничений.

При этом если земля была в пожизненном владении или бессрочном пользовании, то, получив титул собственника, указанные виды прав автоматически прекращаются. Это логично, нельзя одновременно иметь один и тот же участок и в собственности и, например, на праве бессрочного пользования.

Как видно, упрощенная процедура заключается в предоставлении минимального списка документов. Не требуется проведение кадастровых работ, а именно межевания и постановка объекта на кадастровый учет.

Узакониваемые участки имеют статус «ранее учтен», то есть уже поставлены на учет. И даже если в кадастре будут неточные данные об объекте (сведения о площади, координатах границ и пр.

) это не причина для отказа в принятии документов.

Гражданин при желании может в будущем промежевать надел с целью уточнения границ и иных характеристик. Не воспрещается проведение межевых мероприятий и до оформления земли в собственность (это право гражданина). Это делают с той целью, что бы в дальнейшем можно было распорядиться объектом (подарить, продать) участок без «сюрпризов».

Хотя многие идут на большую хитрость: ищут покупателя на зем. участок, договариваются о сделке и производят одновременное оформление недвижимости и смену собственника.

Оформление домов, строений по амнистии

На подготовительном этапе производится изготовление следующих документов:

Документы, подтверждающие факт создания сооружения:

  • Декларация об объекте недвижимости (для дачного домика, домика садовода, гаража, бани, сарая, беседки, хоз. блока и прочие объекты, на которые не требуется разрешение на строительство).

    Декларация по дачной амнистии заполняется самостоятельно, в ней указывается сведения об:

    • адресе;
    • виде и назначении объекта;
    • площади;
    • этажности;
    • составе стен;
    • подсоединение к инженерно-техническим магистралям;
    • времени завершения строительства;
    • владельце;
    • пр.

Бланк декларации предусмотрен приказом Минэкономразвития №447 от 03.11.2009 г. и находится в свободном доступе в Интернете. Заполняется легко и интуитивно.

  • Документ, подтверждающий право на землю (для индивид. жилого дома). Если право на участок уже получено в требуемом порядке, то ничего представлять не нужно.
  • Разрешение на строительство (для незавершенного жилого дома).

Правоустанавливающий документ на землю (где возведен/реконструирован объект):

  • акт о закреплении земли;
  • свидетельство о праве собственности (старой формы);
  • договор купли-продажи;
  • выписка из похозяйственной книги;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • и т.п.

Если земля уже зарегистрирована, то эти документы представлять не требуется.

Кадастровый учет

В оформлении построек откажут, если земля не стоит на кадастре. Однако проводить кадастровые работы не нужно при наличии следующих документов:

  • современное свидетельство о праве собственности на участок (полученное после 28.01.1998 г.). Такое еще случается, когда право есть, а данных в кадастре нет. Но это проблема РосРеестра. Гражданину не о чем беспокоиться;
  • заключение правления садоводо-дачного объединения о нахождении объекта в границах земельного участка дачника (садовода);
  • заключение муниципалитета о нахождении постройки на участке гражданина (для недвижимости, на которое не нужно строительное разрешение или которое стоит на земле для подсобного хозяйства).

Госрегистрация

Заявителем на гос. регистрацию (лицом на кого будет оформлено право собственности) может быть собственник (владелец) зем. участка, на котором имеются сооружения. Обращаться необходимо либо в РосРеестра, либо в МФЦ. Одновременно предъявляют:

  • заявление о гос. регистрации;
  • один из документов, подтверждающих возникновение постройки;
  • документ, подменяющий необходимость проведения кадаст. учета участка (если он не проводился);
  • документ-основание на землю (если права собственности нет);
  • квиток об уплате гос. пошлины. Размер пошлины составляет 2 000 руб., если одновременно производится еще и регистрации земли – 2350 руб. за все сразу;
  • паспорт заявителя.

Это исчерпывающий перечень документов.

Возможны случаи, когда при сдаче документов на регистрацию индивид.

жилого дома регистратор попросит дополнительно представить кадастровый паспорт на дом, мотивируя это тем, что невозможно регистрировать право на жилое строение, если нет сведений о его параметрах: адрес, площадь, этажность и т.п.

и якобы такие параметры могут содержаться в кадастровом паспорте. Эта неверная информация, так как описание жилого дома можно произвести в заявлении на регистрацию в разделе 3.1. в графах: «адрес», «площадь», «дополнительная информация».

Об успешной приемке документов выдается расписка. Гос. регистрация производится в течение 10 дней.

Сроки дачной амнистии

Источник: http://juresovet.ru/chto-takoe-dachnaya-amnistiya-uchastka-ili-dachnogo-domika-dlya-kogo-ona-do-kakogo-goda-kak-oformit/

Право граждан
Добавить комментарий