Помощь социальная мигрантам

Тут ждут: как социальная сеть знакомит мигрантов с работодателями

Помощь социальная мигрантам

ДУШАНБЕ, 29 мая — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В 2012 году общественные деятели создали в Москве проект, призванный объединить на одной площадке людей из стран Содружества Независимых Государств. Это был сайт (социальная сеть) для мигрантов, приехавших в Россию на заработки.

Здесь они могли зарегистрироваться, опубликовать информацию о себе, найти соотечественников, друзей и, что очень важно, легальную работу. На сайте гостей ждала помощь, а организаторы проекта ждали людей, которые нуждаются в этой помощи. Поэтому сайт так и назвали: “Тут ждут”.

© Фото : Из личного архива Наталия Хмельницкая

Центр “Тут ждут”

Несколько лет социальная сеть помогала мигрантам виртуально, а в прошлом году вышла в офф-лайн. Открылись офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Алчевске, а недавно — первый офис в Таджикистане.

Выросла география и вместе с ней команда проекта. Sputnik Таджикистан встретился с создателем сайта “Тут ждут” Наталией Хмельницкой и узнал, в чем уникальность и секреты успеха ее проекта.

– Наталия, расскажите, пожалуйста, как и когда у Вас зародилась идея создания социальной сети “Тут ждут”?

— Пять лет назад я поняла, что хочу помогать гражданам бывших советских республик. Сегодня из этих стран идет массовая миграция в Москву и другие крупные города нашей страны. Многие приезжие сталкиваются с похожими проблемами: не знают, куда идти, как оформить регистрацию и получить патент на работу в России, становятся жертвами недобросовестных бизнесменов и чиновников на местах.

И если дома у человека есть родственники и друзья, которые в трудной ситуации окажут как минимум моральную поддержку, то на чужбине человек остается один на один со своими проблемами.

Я хотела дать понять мигрантам, что в России есть люди, готовые оказать им помощь, что есть место, где ждут всех иностранцев, которые намерены честно жить и трудиться. В 2012 году я могла позволить себе создать только виртуальную платформу в помощь этим людям.

– Откуда у Вас, русскоязычного человека, такое желание помогать мигрантам?

— Я родилась и выросла в Ташкенте, корни моей русской семьи — в этом городе. Во время войны сюда был эвакуирован дедушка, папа мой родился 9 мая 1945 года — в День Победы. Родители мамы — геологи — тоже жили и работали в Узбекистане.

Во времена моего детства все советские народы были едиными, отношения между странами намного лучше, чем сейчас, не было такой агрессии и жестких рамок.

Я хочу помогать людям, которые пострадали от развала Союза и приезжают в Россию от безысходности. Считайте, это мой маленький вклад в межнациональную стабильность, в память о счастливом детстве в Узбекистане.

– Ваше стремление понятно, но что-то сыграло решающую роль

— Да, все произошло пять лет назад, когда в 2012 году ко мне в гости приехала школьная подруга Алиса. Она тоже из русскоязычной семьи, родилась в Ташкенте, мы вместе росли.

Когда она начала оформлять документы на смену гражданства, регистрацию и патент, столкнулась с массой проблем. Хаос в документах, завышенные цены на госуслуги, хождение по инстанциям.

И вот я увидела реальные проблемы людей, увидела, какой бездушной бывает миграция на примере дорогого мне человека. Тогда-то я и поняла, что хочу вернуться к истокам.

Когда у Алисы все наладилось и она поселилась в Москве, мы вместе открыли этот социальный проект. Потом она дистанцировалась по семейным обстоятельствам, и сейчас я возглавляю его одна. Но я очень благодарна подруге за стимул.

Из мира виртуального в мир реальный

– В каком формате изначально работала социальная сеть “Тут ждут”?

— У нас был просто сайт, где трудовым мигрантам предлагалось зарегистрироваться: имя, фамилия, родной город, город проживания, возраст, знание языков, профессия, опыт работы, фотография, контакты. Люди могли найти на сайте страницы своих друзей, земляков и тех, кто эмигрировал в тот же город.

“Задружившись” с соседями или даже чужими людьми, наши пользователи общались, делились новостями, заводили темы и чаты. То есть по формату это как стандартная социальная сеть, но с акцентом на квалификацию участников.

© Фото : Марина Мельник

Коллаж

Далее мы открыли рубрику для работодателей: бизнесмен, готовый взять на работу иностранного гражданина, мог заполнить анкету своей компании, опубликовать вакансии и требования к работникам. Каждое новое объявление о работе автоматически попадало в раздел вакансий, который ежедневно просматривали трудовые мигранты.

– Как сейчас устроена социальная сеть?

— Сегодня это уже даже не социальная сеть, а полноценный сайт. Сегодня через наш сайт можно записаться на бесплатную консультацию к юристу, найти место в общежитии, перевести деньги на родину, купить авиабилеты, и многое другое. В общем у нас интернет-платформа для мигрантов на все случаи жизни.

– Когда “Тут ждут” вышел за пределы Интернета?

– У нас был “прорыв” летом 2016 года: открыли офис в центре Москвы. Кстати, недалеко от площади трех вокзалов, самой массовой точки приезда граждан стран СНГ. Появилось и представительство в Санкт-Петербурге: мы начали сотрудничать с микрофинансовой организацией “Байбол”, которая помогает иностранцам получить кредиты на первое время жизни в России.

У “Байбол” есть и партнеры в Казани, Владивостоке, Калининграде. Я долго к этому шла — создать штат сотрудников, которые могли бы заниматься проектом постоянно, а не только на энтузиазме в свободное от работы время.

Теперь мои единомышленники трудятся в офисе каждый день, и гости могут лично к нам прийти, убедиться, что мы реальные люди, готовые помогать. А месяц назад мы взяли новую планку: открыли офис в Худжанде. Это наше первое представительство на территории “стран исхода”.

– Как Вам удалось найти единомышленников в Таджикистане и добиться открытия там офиса?
— Да, достучаться было непросто. Я несколько месяцев работала над тем, чтобы наладить контакт, приезжала на личные беседы, рассказывала о своем проекте и конкретных людях, которым удалось помочь.

© Фото : Из личного архива Наталия Хмельницкая

Проект “Тут ждут”

Поверьте, для таджикских чиновников разных уровней миграция — серьезная проблема. Ведь когда трудоспособные граждане массово уезжают, это удар по экономике, производству и другим областям жизни страны. А если бесконтрольная миграция, сопутствующие криминальные процессы, депортации.

Никто не хочет хаоса, и те же представители власти в Таджикистане заинтересованы в том, чтобы миграция из их страны была легальной. Презентуя свой проект, я исходила из этих потребностей, объясняла людям, что сотрудничество с “Тут ждут” поможет таджикским гражданам приезжать и работать в России по закону.

Сегодня в нашем офисе в Худжанде людям, которые планируют поездку в российский город на заработки, дают информацию о том, что и как они должны сделать по приезду, рассказывают об актуальных вакансиях. Иногда мы заранее “сводим” мигрантов напрямую с будущим работодателем, чтобы человек ехал не на “авось”, а на конкретную работу.

Работа на два фронта

– Целевая аудитория проекта “Тут ждут” условно делится на трудовых мигрантов и потенциальных работодателей?

— Да, все верно. Мы изначально так и задумывали, когда открывали социальную сеть. Целевая группа — люди, которые приезжают на заработки в Россию из бывших советских республик. Сейчас основные потоки идут из Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, а три года назад хлынул поток беженцев с Украины.

Кто-то бежит сюда от безысходности, так как дома не может найти работу или, еще хуже, там идет война. Кто-то приезжает на пару месяцев, чтобы подзаработать и накопить на хорошую жизнь дома, потом возвращается на родину, через год опять тот же маршрут. Некоторые едут по семейным обстоятельствам, другие — за карьерными перспективами.

– С какими вопросами и проблемами к Вам чаще всего обращаются мигранты?

– На первом месте — поиск работы. Ведь большинство людей из стран СНГ иммигрируют в Россию с конкретной целью. Но, оказавшись здесь, важно найти хорошие возможности, работу постоянную или временную, которую потом честно оплатят.

Поэтому мы просим всех гостей заполнить анкету с подробной информацией о себе, своих знаниях и опыте. Затем смотрим по базе вакансий, на какую может подойти именно это человек, организуем собеседование.

Часто обращаются в наш офис за юридической поддержкой, причем не только на тему оформления патентов, но и когда обманули с жильем, незаконно изъяли паспорт, отказывают в лечении.

Бывают и личные горести, например, пропал родственник, и срочно нужна помощь в поисках. А бывает, человеку нужна психологическая консультация, мудрый совет и банальные слова поддержки.

Или он стесняется сразу рассказать о проблеме, с которой пришел.

Например, был случай: человек просил помочь найти работу, говорил о недавних неудачных попытках, а при личном общении выяснилось, что человек просто не знает, как вести себя на собеседовании. Мы уже стали проводить для мигрантов тренинги по этой теме — учим их, как общаться с работодателями.

– С трудовыми мигрантами ясно. Теперь давайте перейдем к бизнесменам, которым вы оказываете услуги. Из каких они сфер?

— Строительство, логистика, торговля, гостиничный сервис, транспорт, фабрики и заводы. Все это сферы, в которых востребована неквалифицированная рабочая сила.

Мы работаем с бизнесменами разного масштаба, и везде свои преимущества. Крупные компании дают сразу много вакансий (например, нужна бригада в 20 человек для строительства коттеджа), а в малом бизнесе, как правило, более широкий выбор вакансий по квалификации (горничные, повара, швеи, продавцы).

– Почему компаниям выгодно сотрудничать с Вашим проектом? Они ведь могут просто дать объявление о вакансии, и мигранты сами придут.

— Во-первых, мы находим для представителей бизнеса достойных работников, у которых есть соответствующая квалификация. Также отбираем мигрантов по отдельным критериям, которые важны некоторым работодателям: возраст, стаж работы, наличие диплома по специальности, знание русского языка, зарплатные ожидания и так далее.

У всех свои требования, и мы, получив запрос от бизнесмена, ищем работника под эти конкретные требования и только потом направляем его на собеседование. По факту наш проект выполняет функции кадрового агентства.

Во-вторых, мы берем на себя всю “бумажную волокиту”. На практике я убедилась, что бизнесмены заинтересованы в легальном ведении дел, просто не хотят лишних хлопот. Поэтому всю черновую работу на тему мигрантов мы делаем сами, а бизнесмен получает готового сотрудника, который трудится на благо его компании.

Еще мы предлагаем бонусы: бесплатную рекламу на сайте проекта для фирм, в которых работает много иностранцев, бесплатное размещение вакансий для тех, с кем давно сотрудничаем и слышим только положительные отзывы от работников.

– Как Вы проверяете добросовестность работодателей?

— С каждым работодателем (индивидуальным или компанией) мы заключаем договор, в котором четко обозначено, сколько людей и на какие вакансии мы к нему направили. В договоре есть реквизиты компании и паспортные данные каждого нашего мигранта, который поступил на работу.

Это доказательство того, что мигрант был трудоустроен с такой-то даты. На случай если работодатель решит обмануть и будет все отрицать. К счастью, у нас пока были единичные случаи мошенничества, все трудовые конфликты получалось быстро уладить.

Также есть своя база работодателей, с которыми мы сотрудничаем уже несколько лет и знаем только с лучшей стороны, к ним больше доверия. Плюс мы постоянно в контакте со своей целевой аудиторией: если направили человека на работу, звоним и спрашиваем, как ему там, нормальные ли условия труда, вовремя ли выдают зарплату. Хорошие личные отзывы — тоже показатель добросовестности.

Успехи и планы

– Наталия, Вы не могли бы подвести промежуточный итог проекта “Тут ждут” за время его существования?

— Скажу кратко в цифрах: передали работодателям контакты более 8500 человек, из них больше 3500 трудоустроили.

Много слов благодарности получаем от наших совсем молодых гостей (20-22 года) за организацию тестирования по русскому языку. В комфортной атмосфере у нас в офисе они быстрее усваивают знания.

– Как изменилась Ваша жизнь за прошедшие пять лет?

— Появилось больше опыта в сфере миграционных процессов. Я поняла, насколько это глобальный вызов сегодняшнего дня. Поиск ответов на него нужен для развития и выживания любой современной страны. Россия — не исключение.

У меня появились единомышленники в разных городах — и в бизнесе, и во власти. Я вижу результат своего труда, и это дает силы двигаться дальше.

– Какие у проекта дальнейшие планы?

— Если из ближайших, то географическое расширение: до конца года откроем офисы в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Самаре, Сургуте и других центрах притяжения мигрантов.

Нам поступили запросы из Кыргызстана и Узбекистана, возможно, будем тоже сотрудничать, но пока об этом рано говорить. Также мы хотим налаживать контакты с государственными органами, прежде всего, которые работают с миграционными потоками и трудовыми ресурсами.

А еще очень важно поднять контент нашего сайта, собирать яркие примеры миграции, истории конкретных людей. Сейчас у моих сотрудников нет возможности заниматься этим постоянно, поэтому мы приглашаем энтузиастов нам помочь. Мы с удовольствием предоставим площадку для авторских публикаций всем, кто хочет писать для мигрантов и о миграции.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/migration/20170529/1022437742/migranty-tadzhikistan-tut-zhdut-sotsset-sayt-rabota.html

Помощь социальная мигрантам

Помощь социальная мигрантам

Лицо признается беженцем на срок до трех лет. Если же обстоятельства, вынудившие лицо покинуть родину, остались прежними, то срок признания беженцем продлевается на каждый последующий год.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Вопросы социальных последствий вынужденной миграции рассмотрены в ряде исследований по проблемам молодежи (З.В. Сикевич, Т.С. Сулимова, Б.А. Ручкин, В.И.

Что касается соцобеспечения, то здесь никаких отличий от местных жителей у беженцев нет. Они наделяются теми же правами, что и россияне, кроме избирательного.

Социально-юридическая поддержка мигрантов в РФ

Безусловно акции по социальной поддержке приезжающих в страну мигрантов и их семей, оказание врачебной помощи тяжелобольным людям, которые в силу различных причин не могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь государства, оказание материальной помощи временно нетрудоспособным категориям граждан имеют в деятельности фонда главные роли. Социальные работы с мигрантами в России осуществляются разными путями и стратегиями. Самой распространенной является стратегия интеграции. Она предполагает привлечение мигрантов в жизнедеятельность общества. Это должно привести к принятию культуры общества и преодолению раздвоения идентичности иностранца. Также применяется такая стратегия, как мультикультурализм, которая предполагает сохранение мигрантов в принимаемом обществе, то есть они живут со своими нормами, но признают нормы принимающего общества.

Отечественный и международный опыт свидетельствует о том, что данное направление – одно из самых сложных и болезненных направлений социальной работы по поддержке и адаптации мигрантов.

Это связано с тем, что наплыв мигрантов в регион часто создает для живущих в нем людей серьезные проблемы: напряжение инфраструктуры, обострение конкуренции на рынке труда, жилищные проблемы, возникновение этнических, религиозных конфликтов и т.д. Несвоевременное решение подобных проблем ведет к обострению ситуации в регионе пребывания мигрантов.


В основном привозной туберкулез обнаруживается у мигрантов из Таджикистана и Узбекистана. При этом, часто сами не догадываются, что больны, но влажный питерский климат на фоне плохих бытовых условий и скудного питания провоцирует заболевание.

Социально-культурная поддержка мигрантов в РФ

Утрата статуса беженца и вынужденного переселенца может осуществиться если: человек уже устроился в России, имеет постоянное жилье и работу.

В законе уже указаны три основания утраты статуса: если беженец получил российское гражданство (тогда он может приобрести статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого государства; если он выехал из России на постоянное место жительства в другую страну или добровольно вернулся обратно; если добровольно обратился за помощью или защитой в другую страну; если не имеет определенного гражданства и отсутствуют препятствия возвращения в государство своего прежнего местожительства. Вынужденные переселенцы утрачивают свой статус, приняв новое гражданство или выехав из России на постоянное место жительство.
В Россию как раньше, так и сейчас приезжает большое количество мигрантов. Они приезжают в РФ для работы, обучения, либо по иным причинам. Но переезд является не только увлекательным процессом, он часто сопровождается некоторыми трудностями. Мигранты, оказавшиеся в новых для себя условиях жизни могут столкнуться с социальными, юридическими, экономическими и психологическими проблемами. В связи с этим, политика российского государства оказывает некоторую помощь и поддержку мигрантов и переселенцев.

По данным Росстата, опубликованным 3 июня 2010 года, за I квартал 2010г. число мигрантов внутри России увеличилось на 7,1 тыс.человек, или на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс.

человек, или на 10,0%, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс.человек, или на 9,7%), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ — на 6,7 тыс.человек, или на 11,2%.

Важнейшим направлением государственной миграционной политики России является социальная работа с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, которая выражается, с одной стороны, в повышении их статуса и улучшении положения, а с другой – в воздействии на среду, в которую они включаются.

Миграционные процессы обрели со второй половины двадцатого столетия поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности.

Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира.

Социальные работники, реализуя в своей деятельности указанные направления работы, должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные, конфессиональные и другие особенности.

Не проверившись по всему списку, иностранец никогда не станет легальным, т. е. не получит вида на жительство, временного разрешения на работу или разрешения на временное проживание.

Рассчитывать на одинаковую социальную поддержку от государства вправе не все мигранты. В России к категории мигрантов, которые имеют социальную поддержку относят:

  • Иностранных студентов;
  • Беженцев, вынужденных переселенцев;
  • Высококвалифицированных специалистов;
  • Мигрантов, которые относятся к социально-ущемленной категории граждан (многодетные, инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Источник: http://bfzurist.ru/sovety-yurista/6457-pomosch-socialnaya-migrantam.html

Мигранты и беженцы: лицом к лицу с проблемой

Помощь социальная мигрантам

Для государственных органов, удовлетворяющих потребности беженцев в социальном обеспечении, основные проблемы обусловлены разным административно-правовым статусом таких категорий лиц, как «беженцы» и «мигранты». В конечном итоге, эти различия в статусе определяют размер и форму помощи, которая предоставляется беженцам государственными учреждениями, например, органами социального обеспечения и здравоохранения.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев заявляет, что «беженцы и мигранты – кардинально различные категории лиц, и по этой причине современное международное право относится к ним по-разному, даже если иногда они перемещаются одинаковым способом».

Принятая в 1951 году Конвенция о статусе беженцев гласит, что беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений».

Соглашения о социальной защите

Первоначально программы социального обеспечения создавались, чтобы обеспечить социальной защитой работающих граждан собственной страны и их семьи.

Со временем системы социального обеспечения разных стран в той или иной степени и на определенных юридических основаниях (например, в рамках двусторонних и многосторонних соглашений о социальной защите) стали брать на себя обязательства по оказанию помощи обладающим необходимыми документами экономическим мигрантам, т.е. иностранным работникам, проживающим в стране на законных основаниях.

Двусторонние соглашения обычно заключаются между государствами, являющимися торговыми партнерами, если между ними исторически существуют значительные потоки работников, перемещающихся между двумя национальными юрисдикциями.

Многосторонние соглашения обычно  заключаются на схожих основаниях и часто обусловлены историческими или языковыми связями.

Одним из примеров многостороннего соглашения служит Ибероамериканская многосторонняя конвенция о социальной защите, подписанная Испанией, Португалией и 12 латиноамериканскими странами.

В Справочнике МАСО по расширению охвата работников-мигрантов социальным обеспечением подробно рассматриваются такие соглашения и приводятся примеры передовых практических методов, применяемых администраторами социального обеспечения в целях удовлетворения потребностей трудовых мигрантов и их семей в социальной защите.

Подготовка таких соглашений связана с рядом дополнительных факторов. Прежде всего, эти положения зависят от того, насколько осуществимо с административной точки зрения оказание социальной поддержки законным экономически активным работникам-мигрантам.

Во-вторых, эти соглашения отражают наличие или отсутствие у работников-мигрантов достаточного экономического и, следовательно, политического влияния как в стране происхождения, так и в стране пребывания, чтобы они могли обратиться за социальной защитой и получить ее.

Многие страны активно привлекают трудовых мигрантов в рамках стратегии, нацеленной на решение проблем старения населения и будущей нехватки трудовых ресурсов в ключевых отраслях национальной экономики. Иногда за счет этого удовлетворяется краткосрочный спрос на трудовые ресурсы в растущих секторах экономики.

В свою очередь, сумма денежных переводов, которые трудовые мигранты отсылают на родину, может быть весьма значительной.

Еще один фактор состоит в том, что программы социального обеспечения работников и их иждивенцев в большинстве стран, как правило, финансируются за счет взносов, т.е. работники обязаны периодически платить взносы (обычно они вычитаются из их зарплаты).

Таким образом, экономически активные работники-мигранты, временно находясь в принимающей стране, непосредственно вносят весомый финансовый вклад в собственное социальное страхование.

Кроме того, их взносы поддерживают финансовое здоровье пенсионной системы принимающей страны – этот вывод подтверждается недавним исследованием, проведенным Центральной администрацией национального пенсионного страхования Венгрии. Более того, они платят потребительские налоги и тем самым косвенно финансируют систему социальной защиты.

Какими социальными правами обладают беженцы?

В отличие от экономических мигрантов роль систем социального обеспечения в поддержке беженцев определена менее четко и не всегда понимается правильно.

В то время как базовые потребности – жилье, одежду и медицинскую помощь – обеспечивают государственные службы, источники денежных средств, которые получают беженцы, в разных странах могут быть разными; эти выплаты могут производиться на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе. В некоторых странах беженцам выплачивают только единовременные пособия.

В Соединенном Королевстве за денежные выплаты беженцам отвечает не Департамент труда и пенсионного обеспечения, а Министерство иностранных дел.

Как правило, в случае удовлетворения ходатайства о предоставлении убежища лицо получает право на базовые социальные пособия и услуги по поиску работы наравне со всеми гражданами, однако доступ к ним часто ограничивается проживанием данного лица по определенному адресу.

Это особенно относится к странам, где за предоставление пособий или услуг отвечают местные государственные или муниципальные органы.

Таким образом ограничивается свобода передвижения беженца. Такие же ограничения обременяют право на трудоустройство беженцев, ожидающих получения законного статуса.

Хотя Конвенция о статусе беженцев предусматривает, что беженцы, получившие убежище, могут трудиться в качестве самозанятых и наемных работников, сразу по прибытии у них, в зависимости от принимающей страны, могут быть разные возможности для трудоустройства на законных основаниях.

Как правило, существуют различия между лицами, признанными в качестве беженцев, которые, как правило, наделяются всеми трудовыми правами, и лицами, ищущими убежище, для которых законом предусмотрен период ожидания различной продолжительности.

При этом все беженцы зачастую сталкиваются с трудностями в попытке найти работу на законных основаниях, что может быть связано с проблемами администрирования, ксенофобией, уровнем безработицы или темпами создания рабочих мест в экономике.

На уровне страны могут увеличиться общие расходы на некоторые (но не все) программы социального обеспечения.

Например, рост числа удовлетворенных ходатайств о предоставлении убежища в Германии привел к значительному увеличению численности лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих право на социальные пособия по безработице.

Иная ситуация сложилась в Италии: право на пособие по безработице зависит от трудового стажа и, соответственно, не предоставляется беженцам.

С учетом этих различий в Европейском союзе (ЕС) считают, что узнав о разных правах на социальные пособия в разных государствах-членах ЕС, беженцы становятся привередливее в выборе страны, где они хотели бы подать ходатайство о предоставлении убежища.

По законодательству ЕС (согласно так называемому регламенту «Дублин 3»), ответственность за беженца, ищущего убежище, возлагается на государство-член, на территорию которого беженец впервые прибыл в границах зоны ЕС.

В связи с огромным наплывом новых беженцев, особенно из Сирии (в настоящее время в ЕС находится около 500 тысяч человек, подавших ходатайства о предоставлении убежища и ожидающих своей участи), этот регламент все чаще подвергается сомнению, поскольку он взваливает тяжелую ношу на отдельные страны ЕС.

Учитывая возросшую нагрузку на одни государства-члены ЕС, другие могут подумать о сокращении стимулов, привлекающих беженцев, путем ограничения денежных выплат в пользу расширения использования пособий в натуральной форме.

Чтобы справиться с наплывом беженцев, другие страны уже возложили или планируют возложить на органы социального обеспечения непредвиденные дополнительные функции.

Федеральное правительство Германии дало Федеральному управлению пенсионного страхования ряд поручений, не входящих в законодательно установленный круг его  обязанностей: выдать беженцам карточки социального обеспечения, привлечь сотрудников других ведомств к рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища, предоставить жилье, меблировать его и обеспечить первичную медицинскую помощь, организовать курсы немецкого языка, оказать беженцам помощь в целях реабилитации и лечения посттравматических расстройств, организовать для них курсы профессионального обучения и ученичества. Финансовые последствия экстренных социальных мер в Германии, скорее всего, будут серьезными.

Самые масштабные проблемы наплыв беженцев, наверное, вызвал в Турции: здесь находятся более двух миллионов беженцев, в основном из Сирии и Ирака, которым предоставляются школьное обучение, медицинское обслуживание и социальная помощь.

Значение информационных связей

То обстоятельство, что разные страны предоставляют беженцем разные права на социальную помощь, может стать причиной недопонимания или даже намеренной дезинформации.

Поэтому необходимо, чтобы государственные органы и национальные социальные службы использовали профильные средства массовой коммуникации для распространения информации о социальных правах беженцев.

Вероятно, потребуется улучшить распространение информации не только среди граждан страны и беженцев, но и в странах, откуда исходят значительные потоки беженцев и мигрантов. В прошлом Германия уже проводила информационные кампании подобного рода в Афганистане и Косово.

Подобный опыт накопила еще одна страна – Австралия, хотя и внутри страны.

В 2012 году правительство Австралии бросило вызов распространяемой по публичным каналам фальшивой информации о том, беженцам якобы предоставляется больше прав на социальное обеспечение, чем австралийским гражданам.

Были опубликованы четкие разъяснения о правах, пособиях, длительности периодов ожидания и обязанностях беженцев на территории страны.

Будущее еще сложнее

Перемещения населения в масштабе планеты гораздо усложнились, что требует принятия социально-экономических мер, а также мер в области национальной безопасности и геополитической стабильности.

Существующая миграция населения достигла уровня, не виданного со времен Второй мировой войны.

Кроме того, увеличение численности экономических мигрантов совпало с растущими потоками беженцев, которые хотят переехать в другую страну не совсем по доброй воле и не в первую очередь по экономическим причинам.

Для беженцев очень важным может оказаться продолжительность периода ожидания, который длится с момента подачи ходатайства о предоставлении убежища до принятия решения о том, может ли проситель остаться в принимающей стране. Германия и Швеция – две страны ЕС, принявшие в 2015 году наибольшее число беженцев, расходуют на рассмотрение ходатайств значительные средства.

Хотя среднее время, необходимое для рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища в Германии, сократилось, оно все же превышает пять месяцев. В Швеции большое число заявлений несколько удлинило период ожидания, который теперь составляет свыше шести месяцев. В США просители убежища, как правило, ожидают принятия решений по своим ходатайствам как минимум два года.

В связи с огромным числом беженцев, получающих убежище и остающихся в новой стране на долгое время (в среднем на 20 лет), потребуются масштабная координация деятельности учреждений, принятие решений о бюджетных ассигнованиях и оказание поддержки на национальном, местном и муниципальном уровнях управления.

Свои действия должны будут координировать и страны, как это уже происходит между государствами-членами ЕС и странами, заключившими соглашения c Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ).

После прибытия беженца в страну и обустройства на новом месте все более заметную роль будут играть другие государственные службы – органы здравоохранения, службы занятости и органы социального обеспечения.

Последствия для ресурсной базы органов социального обеспечения

Невозможно предвидеть заранее, сколько средств потребуется органам социального обеспечения и здравоохранения на ближайшую перспективу.

Что касается расходов на медицинское обслуживание, отсутствуют сведения о состоянии здоровья и медицинских потребностях людей, прибывающих в страну.

Неясно и то, в какой степени беженцы, которые получают убежище, становятся экономически активными и платят взносы и налоги, смогут укрепить финансовое здоровье систем социального обеспечения и здравоохранения, а также государственного бюджета в целом.

И все же в долгосрочной перспективе (особенно в развитых странах со стареющим населением) ожидается, что результаты для систем социального обеспечения и национальной экономики будут в целом положительными по ряду причин: ввиду низкой рождаемости в странах со стареющим населением иммиграция становится важным фактором прироста населения; беженцы, как и мигранты, стимулируют рост налогооблагаемой экономической деятельности и способствуют росту числа поставщиков, клиентов, дистрибуторов и наемных работников в частном бизнесе и государственных службах. Однако остается и неопределенность. В первую очередь, это относится к шансам на трудоустройство беженцев и членов их семей.

Источник: https://www.issa.int/ru_RU/-/migrants-and-refugees-facing-up-to-the-challenges

Право граждан
Добавить комментарий